Аксиологические аспекты преподавания испанского языка в СССР
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-5-111-120
Аннотация
Цели. Целью статьи является анализ ведущих аксиологических аспектов преподавания испанского языка в высших учебных заведениях Советского Союза (с 1930-х до начала 1980-х гг.) на основе изучения содержания учебников, пособий и ряда других трудов.
Методы. В статье применяются текстологический, историко-сравнительный и структурный методы.
Результаты. На основе анализа указанных текстов авторы делают акцент на двух основных группах аспектов: научно-педагогических и вненаучных. Первые связаны с внутренней логикой развития испанистики как науки, вторые - со сторонними, внешними обстоятельствами, прежде всего, идеологическими. Анализ источников показывает, что тематически преподавание испанского в СССР проделало путь от простых пособий, нацеленных на закрепление основ языка, до углубленной разработки разнообразных конструктов испанского языка (грамматики, фонетики, лексики и т.д.). В хронологическом отношении дифференцированы два основных периода в развитии советской испанистики: с 1930-х до начала 1960-х гг. и с начала 1960-х до начала 1980-х гг.
Выводы. Анализ показал, что становление и развитие каждого из периодов связано с событиями, не имеющими к преподаванию испанского языка прямого отношения: гражданской войной в Испании и победой Кубинской революции. Следствием первого события стало начало систематического преподавания испанского в вузах СССР, а следствием второго - переориентация этого процесса с пиренейского варианта испанского на латиноамериканский. Однако содержание учебников и пособий убедительно демонстрирует, что эта переориентация не была полной и касалась преимущественно подбора текстовых материалов, что позволяет авторам прийти к выводу об ограниченности влияния идеологии на внутреннюю логику развития испанистики в СССР.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. НовосёловаРоссия
Новосёлова Елена Владимировна – кандидат исторических наук, доцент, кафедра иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.
Scopus Author ID 57223021781, SPIN-код РИНЦ 4025-5882
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Н. И. Чернова
Россия
Чернова Надежда Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.
Scopus Author ID 57194042371, SPIN-код РИНЦ 7391-4040
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Н. В. Катахова
Россия
Катахова Наталия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.
Scopus Author ID 57204175929, SPIN-код РИНЦ 2552-5380
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Шоканова Р.Д., Тарасова Е.Н. Репродуктивный метод в обучении иностранных студентов русскому языку и его инновационные аспекты. Russian Technological Journal. 2021;9(3):98-107. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-3-98-107
2. Алексеев М.П. Испанистика в свете испано-русских культурных связей. В сб.: Вопросы испанской филологии. Материалы I Всесоюзной конференции по испанской филологии. Л.: Изд-во Ленинградского университета; 1974. С. 10-25.
3. Васильева-Шведе О.К. Испанистика в СССР и актуальные проблемы испанской филологии. В сб.: Вопросы испанской филологии. Материалы I Всесоюзной конференции по испанской филологии. Л.: Изд-во Ленинградского университета; 1974. С. 25-49.
4. Супрун А.В. Испанский язык: Библиография ино -странной литературы. Вып. 1: 1953-1963 гг. М.: Институт языкознания, Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы; 1970. 61 с.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Филоматис; 2006. 476 с. ISBN 978-598111-125-9.
6. Багно В.Е. Россия и Испания: общая граница. СПб.: Наука; 2006. 477 с.
7. Культура Испании. М.: Издательство Академии Наук СССР; 1940. 497 с.
8. Филиппова О.Н. Учебник испанского языка. Курс II. М.: МИВ; 1933. 32 с.
9. Кельин В.Ф. Учебник испанского языка. Курс III. М.: МИВ; 1933. 34 с.
10. Васильева О.К. Учебник испанского языка. Начальный курс. М.: Товарищество иностранных рабочих в СССР; 1937. 256 с.
11. Шишмарев В.Ф. Очерки по истории языков Испании. Л.: Издательство Академии наук СССР; 1941. 338 с.
12. Васильева-Шведе О.К. Курс испанского языка для высших учебных заведений. М.: Издательство литературы на иностранных языках; 1948. 718 с.
13. Васильева-Шведе О.К., Степанов Г.В. Грамматика испанского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках; 1956. 384 с.
14. История Испании. От войны за испанское наследство до начала XXI века; под ред. Липкина М.А., Волосюк О.В., Юрчик Е.Э. М.: Индрик; 2014. 872 с. ISBN 978-5-91674-269-5
15. Степанов Г.В. Испанский язык в странах Латинской Америки. М.: Издательство литературы на иностранных языках; 1963. 202 с.
16. Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. Испанский язык Испании и Америки. М.: Наука; 1979. 327 с.
17. Былинкина М.И. Смысловые особенности испанского языка аргентинцев. М.: Наука; 1969. 202 с.
18. Синявский А.В. К вопросу о единстве испанского языка (о вероятности фрагментации испанского языка в странах Латинской Америки). В сб.: Семантики некоторых структурных единств современного испанского языка. М.: Университет дружбы народов; 1978. С. 104-111.
19. Степанов Г.В. Этапы развития испано-американской диалектологии. В сб.: Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти академика В.М. Жирмунского. М.-Л.: Наука; 1973. С. 75-82.
20. Великопольская Н.А., Родригес-Данилевская В.И. Учебник испанского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках; 1963. 359 с.
21. Romero L.A. Breve historia contemporanea de la Argentina. Buenos Aires: Fondo de Cultura Economica de Argentina; 2007. 332 р. ISBN 978-950-557-393-6
22. Коршунова Я.Б. Учебник испанского языка. М.: Высшая школа; 1971. 282 с.
23. Смычковская Ю.А. Испанский язык. Киев: Вища школа; 1975. 318 с.
24. Мамонтов С.П. Испанский язык. Историко-лингвистический очерк. М.: Университет дружбы народов; 1966. 46 с.
25. Васильева-Шведе О.К., Степанов В.Г. Теоретическая грамматика испанского языка. Синтаксис частей речи. М.: Наука; 1972. 349 с.
26. Канонич С.И. Пособие по испанскому языку. Первый курс. М.: Просвещение; 1971. 256 с.
27. Канонич С.И. Пособие по испанскому языку. Второй курс. М.: Просвещение; 1971. 270 с.
28. Канонич С.И. Ситуативно-речевая грамматика испанского языка. М.: Международные отношения; 1979. 208 с.
29. Фирсова Н.М. Введение в грамматическую стилистику современного испанского языка. М.: Высшая школа; 1981. 160 с.
30. Деев М.Н. Предлоги современного испанского языка. М.: Высшая школа; 1973. 176 с.
31. Литвиненко Е.В. История испанского языка (Historia de la lengua espanola) Киев: Вища школа; 1983. 215 с.
32. Пригожина Р.Н., Флорес-Фернандес Х.М. Вводный фонетический курс испанского языка. М.: Высшая школа; 1975. 102 с.
33. Висенте-Ривас А.С. Фонетика испанского языка. Киев: Вища школа; 1976. 71 с.
34. Карпов Н.В. Фонетика испанского языка. Теоретический курс. М.: Высшая школа; 1969. 233 с.
35. Лебедева Н.А. Фонетика испанского языка. Вводный курс. Л.: Издательство Ленинградского университета; 1971. 54 с.
36. Тамайо Э. Коррективный курс фонетики испанского языка. М.: Государственные центральные курсы заочного обучения; 1965. 114 с.
37. Туровер Г.Я., Триста И.А., Долгопольский А.Б. Пособие по устному переводу с испанского языка для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высшая школа; 1967. 262 с.
38. Арутюнова Н.Д. Трудности перевода с испанского языка на русский. М.: Наука; 1965. 122 с.
- Анализ актуальной литературы по советской испанистике;
- Изучение влияния идеологии на процессы в гуманитарной науке;
- Изучение влияния внешнеполитических процессов на развитие гуманитарной науки.
Рецензия
Для цитирования:
Новосёлова Е.В., Чернова Н.И., Катахова Н.В. Аксиологические аспекты преподавания испанского языка в СССР. Russian Technological Journal. 2022;10(5):111-120. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-5-111-120
For citation:
Novoselova E.V., Chernova N.I., Katakhova N.V. Axiological aspects of teaching Spanish in the Soviet Union. Russian Technological Journal. 2022;10(5):111-120. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-5-111-120