Расчет основных эксплуатационных характеристик привязной высотной системы корабельного базирования
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2024-12-4-40-50
EDN: ECAQGY
Аннотация
Цели. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно применяются во многих военных и гражданских областях: мониторинг критических объектов, телекоммуникации, радиолокация, фото- и видеосъемка, картографирование и др. Основным недостатком автономных БПЛА является ограниченное время функционирования. Длительное функционирование БПЛА на кораблях могут обеспечить привязные высотные системы (ПВС), в которых электропитание двигателей и аппаратуры полезной нагрузки осуществляется от бортового источника энергии по тонкому кабель-тросу. Цель работы – выбор и обоснование облика ПВС, расчет необходимых эксплуатационных характеристик.
Методы. В работе используются методы системного и функционального анализа параметров привязной системы, методы и модели теории отношений и измерения.
Результаты. Рассмотрены вопросы проектирования и реализации нового поколения ПВС корабельного базирования. На основе существующих привязных платформ определен рациональный тип аэродинамической схемы БПЛА. Определена и обоснована оптимальная архитектура привязной системы, представлен ее облик и решение по размещению на корабле, а также описана ее работа. Выбраны и рассчитаны основные исходные параметры для проектирования высотных систем, такие как взлетная масса, оптимальная высота подъема, максимальная необходимая мощность для функционирования, структура системы передачи энергии, время развертывания и подъема на расчетную высоту.
Выводы. Представленная в статье методология расчета необходимых характеристик позволяет использовать ее для разработки и оценки ПВС. Данные системы способны выполнять различный спектр задач, при этом не требуя отдельного места хранения и запуска, что особенно актуально в корабельных условиях. Представленная система имеет значительные преимущества перед известными аналогами.
Об авторе
И. И. ДавлюдРоссия
Давлюд Игорь Игоревич, к.т.н., докторант, кафедра артиллерийского и зенитного ракетного вооружения надводных кораблей
236022, Калининград, Советский пр-т, 82
Список литературы
1. Khofiyah N.A., Maret S., Sutopo W., Nugroho B.D.A. Goldsmith’s Commercialization Model for Feasibility Study of Technology Lithium Battery Pack Drone. In: 2018 5th International Conference on Electric Vehicular Technology (ICEVT). IEEE; 2018. P. 147–151. https://doi.org/10.1109/ICEVT.2018.8628439
2. Zikou L., Papachristos C., Tzes A. The Power-over-Tether system for powering small UAVs: Tethering-line tension control synthesis. In: Proceedings of the 2015 23rd Mediterranean Conference on Control and Automation (MED). IEEE; 2015. Р. 681–687. https://doi.org/10.1109/MED.2015.7158825
3. Соловьева В.В., Шаров С.Н. Судовые взлетные и посадочные устройства беспилотных летательных аппаратов. Морской вестник. 2015;1(53):65–69. URL: https://www.elibrary.ru/tjxpif
4. Вишневский В.М. Методы и алгоритмы проектирования и реализации привязных высотных беспилотных телекоммуникационных платформ. В сб.: XIII Всероссийское совещание по проблемам управления: Сборник трудов. (ВСПУ – 2019). М.: Институт проблем управления; 2019. С. 40–42. URL: https://vspu2019.ipu.ru/proceedings/0040.pdf
5. Ботов М.И., Вяхирев В.А. Основы теории радиолокационных систем и комплексов. Красноярск: Сиб. федер. ун-т; 2013. 530 с. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/libs/Osnovi_teorii.pdf
6. Вишневский В.М., Ширванян А.М., Бряшко Н.Н. Расчет необходимой мощности для функционирования привязной беспилотной платформы в условиях турбулентной атмосферы. Информационные технологии и вычислительные системы. 2020;3:71–84. https://doi.org/10.14357/20718632200307
7. Лопухов А.А., Осипов Ю.Н., Ершов В.И., Симанов С.Е. Особенности формирования полезной нагрузки и технического облика беспилотной авиационной системы ретрансляции сигналов управления для наземных робототехнических комплексов. Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2022;2(12):33–40. https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2022.40.70.004
8. Wang G., Samarathunga W., Wang S. Uninterruptible Power Supply Design for Heavy Payload Tethered Hexaroters. Int. J. Emerging Eng. Res. Technol. 2016;4(2):16–21.
9. Вишневский В.М., Ширванян А.М., Тумченок Д.А. Математическая модель динамики функционирования привязной высотной телекоммуникационной платформы в условиях турбулентной атмосферы. В сб.: Распределительные компьютерные и телекоммуникационные сети: управление, вычисление, связь. Материалы 21 Международной научной конференции DCCN-2018. М.: РУДН; 2018. С. 402–414.
10. Меркин Д.Р. Введение в механику гибкой нити. М.: Наука; 1980. 240 с.
11. Tognon M., Franchi A. Theory and Applications for Control of Aerial Robots in Physical Interaction Through Tethers. Part of the book series: Springer Tracts in Advanced Robotics. (STAR, vol. 140). Cham, Switzerland: Springer; 2021. 156 p.
12. Вишневский В.М., Тумченок Д.А., Ширванян А.М. Оптимальная структура высоковольтного кабеля для передачи энергии с земли на борт привязной высотной беспилотной телекоммуникационной платформы. В сб.: Распределительные компьютерные и телекоммуникационные сети: управление, вычисление, связь. Материалы 20 Международной научной конференции DCCN-2017. М.: Техносфера; 2017. С. 197–205.
13. Герасимов В.А., Комлев А.В., Найденко Н.А., Филоженко А.Ю. Исследование и разработка системы энергообеспечения привязного подводного робота с модернизированным источником электропитания. Подводные исследования и робототехника. 2021;3(37):82–89. https://doi.org/10.37102/1992-4429_2021_37_03_08
14. Масюков М.В., Лукашов П.П. Привязная мониторинговая платформа с системой питания: пат. № 2724509 РФ. Заявка № 2019106709; заявл. 11.03.2019: опубл. 23.06.2020.
15. Ахобадзе Г.Н. Система электроснабжения привязного летательного аппарата: пат. № 2782805 РФ. Заявка № 2022116012: заявл. 14.06.2022: опубл. 02.11.2022.
16. Вишневский В.М., Терещенко Б.Н., Тумченок Д.А., Ширванян А.М. Сравнительный анализ вариантов построения проводной системы передачи энергии земля–борт для привязных высотных телекоммуникационных платформ. В сб.: Распределительные компьютерные и телекоммуникационные сети: управление, вычисление, связь. Материалы 21 Международной научной конференции DCCN-2018. М.: РУДН; 2018. С. 387–401.
17. Нгуен Т.Л., Кузин Н.А., Юрков Н.К. К проблеме формирования облика перспективных беспилотных летательных аппаратов. Надежность и качество сложных систем. 2022;1(37):55–66. https://doi.org/10.21685/2307-4205-2022-1-7
Дополнительные файлы
|
1. Cиловой тросовый кабель | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(11KB)
|
Метаданные ▾ |
- Рассмотрены вопросы проектирования и реализации нового поколения привязных высотных систем корабельного базирования.
- На основе существующих привязных платформ определен рациональный тип аэродинамической схемы беспилотного летательного аппарата.
- Определена и обоснована оптимальная архитектура привязной системы, представлен ее облик и решение по размещению на корабле, а также описана ее работа.
- Выбраны и рассчитаны основные исходные параметры для проектирования высотных систем, такие как взлетная масса, оптимальная высота подъема, максимальная необходимая мощность для функционирования, структура системы передачи энергии, время развертывания и подъема на расчетную высоту.
Рецензия
Для цитирования:
Давлюд И.И. Расчет основных эксплуатационных характеристик привязной высотной системы корабельного базирования. Russian Technological Journal. 2024;12(4):40–50. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2024-12-4-40-50. EDN: ECAQGY
For citation:
Dawlyud I.I. Calculation of the main operational characteristics of a tethered high-altitude ship-based system. Russian Technological Journal. 2024;12(4):40–50. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2024-12-4-40-50. EDN: ECAQGY