Технология определения когнитивно-психологических особенностей студентов негуманитарного вуза
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-3-104-116
Аннотация
Цель. Цель исследования - разработка специального входного теста для студентов-первокурсников, начинающих изучать новый для них иностранный язык. Для достижения этой цели был проведен анализ научных работ по проблемам, касающимся тестирования языковых/лингвистических способностей, мотивации к обучению иностранному языку; очерчен круг параметров тестирования, не связанных с изучением конкретного языка, однако дифференцирующих способности и мотивацию к его изучению; составлен вопросник на основе выявленных параметров. Полученный тест апробирован в группе студентов, уровень способностей и мотивированности которых определен. По итогам результатов тестирования и уже известных эмпирических знаний о студентах скорректированы тестовые задания, верифицированные по уровню и направлению подготовки обучающихся.
Методы. Для описания специального входного теста для студентов-первокурсников, приступающих к изучению нового иностранного языка в негуманитарном вузе, создана тестовая технология выявления когнитивных, психологических, интеллектуальных, мотивационных характеристик языковой личности обучающихся, на основании которой разработаны параметры тестирования, созданы вариативные разноуровневые блоки вводного теста.
Результаты. В логике заявленного эксперимента проведена верификация исходного варианта теста, его апробация в группах студентов-первокурсников по окончании обучения в первом семестре. Оценивание их потенциала в изучении иностранных языков рассматривалось в качестве экспертной оценки для определения надежности и валидности теста. С учетом верификации проведена последующая коррекция как самих тестовых заданий, так и ответов на них.
Выводы. При прогнозировании успешности иноязычной учебной деятельности студентов, зачисленных в группы по изучению иностранного языка с нулевого уровня, считаем целесообразным и продуктивным проведение подобного рода тестирования перед началом первого семестра. По итогам предложенной диагностики весьма актуальной представляется разработка персонифицированных адаптивных программ иноязычной подготовки таких студентов в неязыковом вузе.
Об авторах
Н. И. ЧерноваРоссия
Чернова Надежда Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Scopus Author ID 57194042371
Конфликт интересов:
Нет
Е. А. Иванова
Россия
Иванова Екатерина Александровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Scopus ID 57216646627
Конфликт интересов:
Нет
Н. Б. Богуш
Россия
Богуш Надежда Борисовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Конфликт интересов:
Нет
Н. В. Катахова
Россия
Катахова Наталия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики.
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Scopus Author ID 57204175929
Конфликт интересов:
Нет
Список литературы
1. Баева И.В. Адаптивно-интегративный подход в высшем иноязычном образовании. Молодой ученый. 2020;13(303):207-210. URL: https://moluch.ru/archive/303/68412/ (дата обращения 28.02.2022).
2. Вилкова К.А., Лебедев Д.В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования; 2020. 36 с. (Серия: Современная аналитика образования. 2020;7(37)7).
3. Кречетов И.А., Романенко В.В. Реализация методов адаптивного обучения. Вопросы образования = Educational Studies. 2020;2:252-277. https://doi.org/10.17323/1814-9545-20020-2-252-277
4. Кудж С.А., Голованова Н.Б. О совершенствовании механизмов подготовки научно-педагогических кадров и перспективы целевого обучения в интересах вузов. Russ. Technol. J. 2020;8(4):112-128. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-4-112-128
5. Савка О.Г. Влияние гуманитарной среды на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе. Russ. Technol. J. 2021;9(5):95-101. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-95-101
6. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа; 1989. 130 с. ISBN 5-06-000219-5
7. Лернер И.Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий. Новые исследования в педагогических науках. 1990;2(56):3-74.
8. Ершова О.Н. Лингводидактическое тестирование в вузе: теоретико-методологический обзор. Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции; под общ. ред. И.И. Павлова. В 2 ч. Тверь: ТГТУ; 2016. Ч. 2. С. 179-186.
9. Русинова Е.А. Входной контроль как механизм управления педагогическими системами (на материалах дисциплины «Иностранные языки»). Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2002;2:39-40. URL: https://rucont.ru/efd/518533 (дата обращения 19.12.2021).
10. Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением. Народное образование. 2016;(7-8):132-140.
11. Батунова И.В. Тестирование как один из наиболее эффективных методов контроля при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. Международный научно-исследовательский журнал. 2017;05(59):8-10. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.005
12. Минеева О.А., Клопова Ю.В., Оладышкина А.А. Тестовый контроль по дисциплине «Английский язык» в неязыковом вузе. Гуманитарные научные исследования. 2017;2. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20723 (дата обращения 25.02.2022).
13. Scrivener J. Learning teaching. Oxford: Macmillan; 2005. 418 р. ISBN 978-3190-125-760
14. Татарницева С.Н., Коноплюк Н.В. Входное тестирование по английскому языку студентов неязыковых специальностей как фактор повышения эффективности обучения. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;2:53-58. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-53-58
15. Мандрикова Г.М. Лексическая лакунарность как показатель уровня развития языковой личности абитуриента. Философия образования. 2005;3:237-241.
16. Лукашевич Е.В. Диагностика состояния семантического уровня языковой способности современного школьника. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. 1. Проблемы письменной речи и развития языкового чувства: Материалы конференции. Барнаул: Алтайский университет, 2002. С. 27-36.
17. Шимановская Л. А. Лингвистические задачи для начинающих переводчиков. Казань: КГТУ4; 2005. 47 с. URL: https://rucont.ru/efd/292519 (дата обращения 12.04.2022).
18. Игна О.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам. Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2013;3(131): 115-119. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/igna_o._n._115_119_3_131_2013.pdf (дата обращения 12.04.2022).
19. Щербатых Л.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления лингвистически одаренных школьников. Наука и школа. 2013;4:36-39.
20. Яковченко Е.В. Экспериментальное исследование формирования языковой способности (на материале метафоры). Актуальные проблемы исследования языка: теория, методика, практика обучения: Межвузовский сборник научных трудов. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та; 2003. C. 60-61.
21. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка. Вопросы психологии. 1983;4: 137-142.
22. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014;4:99-105.
23. Carroll J.B. Psychometric approaches to the study of language abilities. In: Fillmore C.J., Kempler D., Wang W.S.-Y. (Eds.). Individual Differences in Language Ability and Language Behavior. New York, San-Francisco, London: Academic Press; 1979. P. 13-32. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-255950-1.50008-1
24. Carroll J.B., Sapon S.M. The modern language aptitude test (MLAT). San Antonio, TX: Psychological Corporation; 1959. 27 p.
25. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign: Institute for Personality and Ability Testing; 1970. 388 p.
26. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: пер. с англ. СПб.: Лань, Союз; 1996. 158 с.
27. Патитина В.Н. Диагностика способностей к иностранным языкам. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2013;7:12-16. URL: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2013/7/723.pdf (дата обращения 12.04.2022).
28. Pimsleur P.A. Language aptitude testing. In: Davies A. (Ed.). Language Testing Symposium: A Psycholinguistic Approach. London: Oxford University Press; 1968. P. 98-106.
29. Зиверт Х. Ваш коэффициент интеллекта. Тесты: пер. с нем. М.: АО Интерэксперт; 1997. 138 с.
30. Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь; 2009. 96 с.
31. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл; 2013. 400 с.
32. Kormos J. New conceptualizations of language aptitude in second language attainment. In: Granena G., Long M. (Eds.). Sensitive periods, language aptitude, and ultimate L2 attainment. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins; 2013. P. 131-152. https://doi.org/10.1075/lllt.35.05kor
33. Chan E., Skehan P., Gong G. Working memory, phonemic coding ability and foreign language aptitude: Potential for construction of specific language aptitude tests — the case of Cantonese. A Journal of English Language, Literature in English and Cultural Studies. 2011;1(60):45-73. https://doi.org/10.5007/2175-8026.2011n60p045
34. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность в овладении иностранными языками. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2010;18(1):124-130.
35. Молчанов К.В. Диалектическое изучение английского языка в свете труда «Наука логики» Гегеля: новодиалектическое познание, диалектическое программирование и процессы мышления. Russ. Technol. J. 2019;7(2): 74-82. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2019-7-2-74-82
36. Воронин А.Н., Кочкина О.М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008;5(2):124-132.
37. Владимирова С.Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта. Ярославский педагогический вестник. 2016;2: 122-126. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2016_2/24.pdf (дата обращения 25.02.2022).
38. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ; 1990. C. 23-43.
39. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование. 2010;2(1). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/psyedu_2010_n1_26655.pdf (дата обращения 25.02.2022).
40. Рухлова Т.С. Некоторые способы определения уровня мотивации подростков к изучению иностранного языка. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012;28:315-317.
41. Емельянова Н.А. Мотивация овладения иностранным языком: структура и формирование: монография. Нижний Новгород: Издательский дом Высшей школы экономики; 2013. 145 с.
42. Ансимова О.К. Языковая способность: теоретические основы изучения. В кн.: Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»; 2015. С. 7-29. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/124/Action124-11081.pdf (дата обращения 19.12.2021).
43. Гаврилова Е.В. Лингвистические способности и их когнитивные детерминанты: современные перспективы исследований. Современная зарубежная психология. 2015;4(4):30-38. https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040405
44. Хохлова Л.А. Психолого-диагностический подход к исследованию языковых способностей. Современные исследования социальных проблем. 2012;1(09): 790-799. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-diagnosticheskiy-podhod-k-issledovaniyu-yazykovyh-sposobnostey (дата обращения 25.02.2023).
45. Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека. Психологический журнал. 2004;25(2):5-16.
46. Воронова Н.Г. Языковая способность в контексте психологии способностей. Вестник Башкирского университета. 2014;19(4):1407-1412. URL: http://bulletin-bsu.com/arch/files/2014/4/54_4670_Voronova_1407-1412.pdf (дата обращения 25.02.2022).
47. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989;6:29-33. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения 25.02.2022).
48. Хованская Е.А. Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методические аспекты. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(3-1):184-188.
49. Кудинова И.М. Концептуальные положения и модель оценки лингвистической одаренности. Человеческий капитал. 2020;3(135):149-155.
50. Лукашевич Е.В. Теория языкового развития в когнитивно-дискурсивной парадигме. Барнаул: Издательство Алт. гос. университета; 2006. 39 с.
51. Лукашевич Е.В. Языковая способность студента в аспекте когнитивной и коммуникативной деятельности. Русский язык и культура речи как дисциплина государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы. Барнаул: Издательство Алт. гос. университета; 2003. P. 105-117.
52. Mednick S.A. The remote associates test. Journal of Creative Behavior. 1968;2(3):213-214. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1968.tb00104.x
53. Bowden E.M., Jung-Beeman M. Normative data for 144 compound remote associate problems. Behavior Research Methods, Instrumentation, and Computer. 2003;35(4): 634-639. https://doi.org/10.3758/BF03195543
54. Хохлова Л.А. Психофизиологические связи в структуре иноязычно-речевых способностей. СПб.: Изд-во 7 СТУДИЯ РИК; 2014. 255 с.
55. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос; 2002. 432 с.
56. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-Центр; 2002. 352 с.
57. McNamara T. Language testing. Oxford: Oxford University Press; 2000. 140 p.
58. Martin F., Markant D. Adaptive learning modules. In: David M.E., Amey M.J. (Eds.). The SAGE Encyclopedia of Higher Education. London: Sage; 2020. P. 2-4. http://dx.doi.org/10.4135/9781529714395.n31
- A special entrance test for first-year students starting to learn a new foreign language was developed.
- The initial version of the test obtained was verified by pilot testing first-semester-first-year students.
- Expert assessments of the foreign language potential learning on the part of students were used to evaluate the reliability and validity of the test.
- A subsequent correction of tasks and responses was carried out in light of the verification results.
Рецензия
Для цитирования:
Чернова Н.И., Иванова Е.А., Богуш Н.Б., Катахова Н.В. Технология определения когнитивно-психологических особенностей студентов негуманитарного вуза. Russian Technological Journal. 2023;11(3):104-116. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-3-104-116
For citation:
Chernova N.I., Ivanova E.A., Bogush N.B., Katakhova N.V. Technology for determining non-humanities university students' cognitive-and-psychological characteristics. Russian Technological Journal. 2023;11(3):104-116. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-3-104-116