Разработка компонента управления данными программы учебной дисциплины для информационной системы управления образовательной средой
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-1-7-17
Аннотация
Цели. Потребность в применении методов и моделей поддержки учебного процесса в образовательных организациях высшего образования, в т.ч. формирования и управления программами учебных дисциплин (ПУД), определяется растущей необходимостью активного внедрения средств автоматизации, включая комплексные информационные системы. Это вызвано наличием нормативно-правовых и социальных факторов, приводящих, с одной стороны, к существенному увеличению объемов и категорий информации, циркулирующей в рамках бизнес-процессов образовательной организации, а с другой стороны, к расширению требований, предъявляемых к обеспечению защиты информации, ее хранению и передаче. В 2018–2019 гг. Правительством Российской Федерации утверждены национальные проекты «Цифровая экономика» и «Образование» (в т.ч. федеральный проект «Цифровая образовательная среда»), подчеркивающие растущую роль процессов информатизации и цифровизации в образовании. Следует отметить очевидное несоответствие между характеристиками существующих в образовательных организациях информационных потоков и способами их сбора, обработки, хранения, анализа и применения на практике. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в организациях высшего образования является ПУД, позволяющая организовать взаимосвязи между различными составляющими учебного процесса: учебным планом, компетенциями, направлениями подготовки, технологиями обучения и способами осуществления контрольной проверки знаний обучающихся. Разработка и реализация ПУД является трудоемким и вариативным процессом, который требует внедрения информационных технологий. Цель работы – анализ объема и структуры образовательных программ учреждения для выявления требований к необходимому программному обеспечению.
Методы. Рассмотрена классификация систем управления обучением по различным признакам, ключевые требования к учебным дисциплинам и структура ПУД.
Результаты. Проведен анализ связей ПУД и ключевых сущностей учебного процесса. Рассмотрены функциональные возможности модуля собственной разработки ПУД для внедрения в РТУ МИРЭА, направленные на обеспечение взаимосвязи, прозрачности и доступности связей между параметрами учебной дисциплины и ее разделами.
Выводы. Введение модуля ПУД позволит уменьшить временны́е затраты на разработку программы путем предоставления универсальных шаблонов учебных дисциплин, возможности автозаполнения их параметров, отслеживания текущего статуса ПУД, и повысит уровень информированности участников образовательного процесса.
Об авторах
Ю. В. СтаричковаРоссия
Старичкова Юлия Викторовна, к.т.н., заведующий кафедрой технологий искусственного интеллекта Института искусственного интеллекта
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
И. Е. Рогов
Россия
Рогов Игорь Евгеньевич, директор Дирекции программы развития
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Scopus Author ID 57220747598
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В. С. Томашевская
Россия
Томашевская Валерия Сергеевна, к.т.н., доцент кафедры корпоративных информационных систем Института информационных технологий
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Евдокимова В.Е., Кириллова О.А. Информационная образовательная среда вуза. Вестник Курганского государственного университета. 2020;(1–55):81–84.
2. Ежова Ю.М. Особенности организации образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021;10(1–34):96–100. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0023
3. Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура. Концепт. 2020;8:20–29. URL: https://ekoncept.ru/2020/201054.htm
4. Поняева Т.А. Организация дистанционного обучения в высших учебных заведениях на основе LMS системы. Проблемы современного педагогического образования. 2020;(67–4):330–332.
5. Власенко А.В., Каширина Е.И. Актуальные вопросы управления данными в условиях цифровой трансформации. Вестник АГУ. 2020;3(266):74–79. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.3/6412/74-79.pdf
6. Соловов А.В. Математическое моделирование содержания электронных образовательных ресурсов. Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва. 2009;4:245–253.
7. Стафеев С.К., Сухорукова М.В., Пашковский М.А. и др. Внедрение открытого образовательного стандарта SCORM в учебный процесс. Научно-технический Вестник Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. 2007;44:10–15.
8. Попова Ю.Б. Классификация автоматизированных систем управления обучением. Системный анализ и прикладная информатика. 2016;3:51–58.
9. Гиря И.А. Интеграция моделей знаний ученика в адаптивной среде дистанционного обучения. Образовательные технологии и общество. 2010;13(4):240–245.
10. Белько Е.С. Опыт проектирования электронного обучающего курса по математическому анализу в системе Moodle. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;3:4–10. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/01
11. Клюев А. Как меняется управление университетами в период пандемии. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(3):7–12. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/1242/1060
12. Прокопов Н.И., Иванов С.Ю., Томашевская В.С., Антонюк С.Н., Иванова Д.В. Научный потенциал современного вуза: перспективы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;1(69):14–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42444059
13. Томашевская В.С., Рогов И.Е., Старичкова Ю.В., Карачунский А.И., Румянцев С.А. Опыт и тенденции развития подготовки специалистов по направлениям математических методов и информационных технологий в области здравоохранения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015;2:40–48.
14. Рогов И.Е., Адоньев А.А., Старичкова Ю.В. Опыт разработки, тенденции развития и внедрения информационных систем поддержки основного образовательного процесса. Современные технологии и ИТ-образование. 2017;13(4):82–90. https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.4.628
15. Шаламков С.А., Старичкова Ю.В. Опыт разработки и внедрения модуля автоматизации процесса создания и утверждения программ учебных дисциплин в рамках информационной образовательной среды поддержки основного образовательного процесса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015;4:67–76.
16. Карпенко А.П., Добряков А.А. Модельное обеспечение автоматизированных обучающих систем. Обзор. Наука и образование. 2011;7. URL: http://technomag.edu.ru/doc/193116.html
Дополнительные файлы
|
1. Количество образовательных программ РТУ МИРЭА | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(20KB)
|
Метаданные ▾ |
Проведен анализ связей программ учебных дисциплин и ключевых сущностей учебного процесса. Рассмотрены функциональные возможности модуля собственной разработки программ учебных дисциплин для внедрения в РТУ МИРЭА, направленные на обеспечение взаимосвязи, прозрачности и доступности связей между параметрами учебной дисциплины и ее разделами.
Рецензия
Для цитирования:
Старичкова Ю.В., Рогов И.Е., Томашевская В.С. Разработка компонента управления данными программы учебной дисциплины для информационной системы управления образовательной средой. Russian Technological Journal. 2023;11(1):7-17. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-1-7-17
For citation:
Starichkova J.V., Rogov I.E., Tomashevskaya V.S. Developing the data management component of an academic discipline program for an educational management information system. Russian Technological Journal. 2023;11(1):7-17. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-1-7-17