Модель формирования цифровых компетенций при реализации программ высшего образования
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90
Аннотация
Цели. Целью работы является анализ модели формирования и оценки цифровых компетенций обучающихся при реализации программ высшего образования, ориентированной на подготовку специалистов, не относящихся непосредственно к ИТ-сфере, но деятельность которых напрямую будет связана с применением цифровых продуктов. Под цифровыми компетенциями индивида следует понимать его способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять в различных жизненных практиках информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в т.ч. осуществлять поиск и критическое осмысление информации; использовать цифровые устройства, функционал социальных сетей; выполнять в онлайн-режиме финансовые и торговые операции; производить цифровой контент. Формирование цифровых компетенций у обучающихся – один из результатов освоения программ высшего образования.
Методы. Использована модель формирования цифровых компетенций, включающая четыре связанных между собой этапа: базовые цифровые компетенции, личностные компетенции (soft skills), профессиональные цифровые компетенции, цифровая культура.
Результаты. Разработана базовая (общая) модель формирования и оценки цифровых компетенций обучающихся при реализации программ высшего образования. Она состоит из четырех взаимосвязанных ступеней, каждая из которых является неотъемлемой частью процесса формирования и оценки цифровых компетенций обучающегося и не может быть исключена без риска недостижения поставленных задач.
Выводы. Разработанная авторами модель основана на обширной нормативно-правовой базе, существующих отечественных и зарубежных практиках; опирается на мнение экспертного сообщества (прежде всего, работодателей); учитывает отраслевые и региональные особенности вуза, специфику направлений подготовки; содержит перечень оптимальных организационно-методических условий формирования цифровых компетенций.
Об авторах
О. Г. СавкаРоссия
Савка Ольга Геннадьевна - к.и.н., доцент, заведующий кафедрой документоведения, истории государства и права Института технологий управления
119454, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
SPIN-код РИНЦ 5570-0959
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
М. Н. Гусарова
Россия
Гусарова Мария Николаевна - д.и.н., доцент, профессор кафедры документоведения, истории государства и права Института технологий управления
119454, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
SPIN-код РИНЦ 5254-2382
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
С. В. Сумина
Россия
Сумина Светлана Валерьевна - старший преподаватель кафедры КБ-1 «Защита информации» Института кибербезопасности и цифровых технологий
119454, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Я. О. Князев
Россия
Князев Ярослав Олегович - к.т.н., доцент кафедры цифровых и аддитивных технологий Института перспективных технологий и индустриального программирования
119454, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
SPIN-код РИНЦ 7282-7748
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Д. А. Безруков
Россия
Безруков Денис Алексеевич - к.х.н., доцент кафедры биотехнологии и промышленной фармации Института тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова
119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 86
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Sicilia M.-A., García Barriocanal E., Sánchez-Alonso S., et al. Digital skills training in higher education: Insights about the perceptions of different stakeholders. In: Proceedings 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM). 2018. P. 781–787. https://doi.org/10.1145/3284179.3284312
2. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. JRC Publications Repository. 2013, October 9. https://doi.org/10.2788/52966
3. Дмитриевa Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И., Двинина С.Ю., Демьянова О.В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто. Университетское управление: практика и анализ = University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):59–79. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015
4. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;1:17–24. URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49621
5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016;2(22):50–60. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205
6. Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school. Journal of e-learning and knowledge society. 2008;4(3):183–193.
7. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Артамонов Р.Е., Титов Э.А. Оценка уровня цифровой готовности. В кн.: Оценка цифровой готовности населения России. Доклад НИУ ВШЭ. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2021. С. 67–73. ISBN 978-5-7598-2518-0. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/464963752.pdf. Дата обращения: 21.01.2022.
8. Кузьмина М.В. и др. (авт.-сост.). Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Киров: ИРО Кировской области; 2019. 47 с. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2019/12/formirovanie-czifrovoj-gramotnostiobuchayushhihsyametodicheskie-rekomendacziidlyarabotnikov-obrazovaniya.pdf. Дата обращения 21.01.2022.
9. Шклярук М.С., Гаркуша Н.С. (ред.). Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. М.: РАНХиГС; 2020. 84 с. https://frpm.ru/wp-content/uploads/2021/09/Competency_Model_CDTO_RANEPA.pdf. Дата обращения 21.01.2022.
10. Гусев А.А. Цифровизация трудовых отношений и ее влияние на производительность труда и стоимость компаний. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(6):39–47. URL: http://www.fa.ru/org/div/edition/enp/journals/2019%20%E2%84%966.pdf
11. Катькало В.С., Волков Д.Л., Баранов И.Н., Зубцов Д.А., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А., Сафронов П.А. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»; 2018. P. 10–11. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/2f8/Analytical_report_digital_skills_web_demo.pdf. Дата обращения 21.01.2022.
12. Суханова Е.А., Фрумин И.Д. (науч. ред.). Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад. Томск: Издательство Томского государственного университета; 2021. 46 c. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892778. Дата обращения 21.01.2022.
Дополнительные файлы
|
1. Базовая общая модель формирования и оценки цифровых компетенций обучающихся при реализации программ высшего образования | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(64KB)
|
Метаданные |
- Разработана базовая (общая) модель формирования и оценки цифровых компетенций обучающихся при реализации программ высшего образования. Она состоит из четырех взаимосвязанных ступеней, каждая из которых является неотъемлемой частью процесса формирования и оценки цифровых компетенций обучающегося и не может быть исключена без риска недостижения поставленных задач.
- Разработанная авторами модель основана на обширной нормативно-правовой базе, существующих отечественных и зарубежных практиках; опирается на мнение экспертного сообщества (прежде всего, работодателей); учитывает отраслевые и региональные особенности вуза, специфику направлений подготовки; содержит перечень оптимальных организационно-методических условий формирования цифровых компетенций.
Рецензия
Для цитирования:
Савка О.Г., Гусарова М.Н., Сумина С.В., Князев Я.О., Безруков Д.А. Модель формирования цифровых компетенций при реализации программ высшего образования. Russian Technological Journal. 2022;10(6):78-90. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90
For citation:
Savka O.G., Gusarova M.N., Sumina S.V., Knyazev Y.O., Bezrukov D.A. Model of formation of digital competences in implementing higher education programs. Russian Technological Journal. 2022;10(6):78-90. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90