Preview

Russian Technological Journal

Расширенный поиск

Применение подхода воспроизводимых исследований в процессе дистанционного обучения

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-4-86-92

Полный текст:

Аннотация

Цели. Изменение характера решения задач в сфере информационных технологий, связанное с глобализацией экономики, возможностями удаленной работы, а также глобальными угрозами пандемии COVID-19, накладывает новые требования к компетенциям и навыкам будущих специалистов, что, в свою очередь, требует внесения корректив и в процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В настоящее время широко известны различные методики проектного управления Agile и Scrum (часто еще называемые «методологиями гибкой разработки»), подходы в управлении информационно-телекоммуникационной инфраструктурой Infrastructure-as-Code, а также подходы в разработке документации Documentation-as-Code. Их общая цель - представить процесс проектирования, разработки, тестирования и документирования в итеративном виде с короткими периодами цикла, позволяющего прозрачно добавлять новую ценность продукта небольшими порциями. В области образования этой ценностью являются новые знания, умения и практические навыки обучающихся, которые можно легко и прозрачно измерить в процессе освоения ими дисциплины. Цель исследования - разработать способы применения современных методик разработки программного обеспечения в процессе обучения студентов технических специальностей.

Методы. Использовались методы воспроизводимых исследований (reproducible research) и практик гибкого проектирования при организации и руководстве выполнением обучающимися практических работ.

Результаты. Представлен подход к использованию современных инструментов, применяемых при разработке программного обеспечения на базе онлайн-сервисов git-хостинга (GitLab и GitHub), а также парадигмы «воспроизводимых исследований» в процессе дистанционного обучения с использованием формата R Markdown компании RStudio.

Вывод. Применение предложенного подхода позволяет, помимо увеличения вовлеченности обучающихся в процесс выполнения практических заданий, снизить нагрузку на преподавателя по проверке и оцениванию результатов работы студентов.

Об авторах

М. А. Еремеев
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия

Еремеев Михаил Алексеевич – доктор технических наук, профессор кафедры «Прикладные информационные технологии» Института кибербезопасности и цифровых технологий.

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.

Scopus Author ID 57188205500, SPIN-код РИНЦ 3609-5733


Конфликт интересов:

Нет



О. В. Трубиенко
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия

Трубиенко Олег Владимирович – кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Прикладные информационные технологии».

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.

Scopus Author ID 57213680467, SPIN-код РИНЦ 1668-5640


Конфликт интересов:

Нет



И. И. Захарчук
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия

Захарчук Иван Илларионович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладные информационные технологии» Института кибербезопасности и цифровых технологий.

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78.

Scopus Author ID 57222072783, SPIN-код РИНЦ 1634-5302


Конфликт интересов:

Нет



Список литературы

1. Алтухов А.И., Багрецов С.А., Карпинчук Н.А., Чебурков М.А. Методика оценивания временных затрат на изучение курса учебной дисциплины с применением автоматизированных обучающих систем. Известия СПбГТУ ЛЭТИ. 2016;7:32-37.

2. Васильева Н.В., Кунтурова Н.Б., Прокофьева А.Л. Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе военного ВУЗа. Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2018;661:207-214.

3. Калинин В.Н. Основные направления формирования и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Информационный бюллетень Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2014;121:19-27.

4. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2014;642:210-215.

5. Кужекин Н.С., Чикуров В.А., Зиновьев С.В. Фонд оценочных средств как компонент основной профессиональной образовательной программы. Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2015;648:202-209.

6. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2016;650:204-210.

7. Xie Y., Dervieux C., Riederer E. R Markdown Cookbook. Chapman and Hall & CRC Press; 2020. 360 р.

8. Рогова В.А., Шамин Р.В. Оптимизационные процедуры в задаче маркетинга образовательных услуг на этапе формирования политики набора абитуриентов в вузы. Российский технологический журнал. 2020;8(5):91-102. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-5-91-102

9. Panchenko L.F., et al. PhD student training: principles and implementation. J. Phys.: Conf. Ser. 2021;1840(1):12056. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1840/1/012056

10. Estrellado R.A., Freer E.A., Motsipak J., Rosenberg J.M., Velasquez I.C. Data Science in Education Using R. London: Routledge; 2020. 304 р. https://doi.org/10.4324/9780367822842

11. Ellerbrock C.R., Abbas B., Dicicco M., Denmon J.M., Sabella L., Hart J. Relationships: The fundamental R in education. Phi Delta Kappan. 2015;96(8):48-51. https://doi.org/10.1177/0031721715583963

12. Nguyen S. Scholarly Git Experiences Part II: Git for Education. IASGE; 2019. URL: https://investigating-archiving-git.gitlab.io/updates/git-for-education/

13. Kelleher J. Employing Git in the classroom. In: World Congress on Computer Applications and Information Systems (WCCAIS). 2014. http://dx.doi.org/10.13140/2.1.4202.0801

14. Wilson G. Teaching Tech Together: How to Make Your Lessons Work and Build a Teaching Community around them. Routledge & CRC Press; 2019. 260 p.


Рецензия

Для цитирования:


Еремеев М.А., Трубиенко О.В., Захарчук И.И. Применение подхода воспроизводимых исследований в процессе дистанционного обучения. Russian Technological Journal. 2022;10(4):86-92. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-4-86-92

For citation:


Eremeev M.A., Trubienko O.V., Zakharchuk I.I. Applying a reproducible research approach to distance education. Russian Technological Journal. 2022;10(4):86-92. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-4-86-92

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3210 (Print)
ISSN 2500-316X (Online)