Preview

Russian Technological Journal

Расширенный поиск

Репродуктивный метод в обучении иностранных студентов русскому языку и его инновационные аспекты

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-3-98-107

Аннотация

Репродуктивный метод в системе обучения русскому языку как иностранному направлен на воспроизведение иностранными студентами способов деятельности по представленным преподавателем алгоритмам, на обогащение знаниями, навыками и умениями, а также на формирование основных мыслительных операций: абстрагирование, анализ, синтез, обобщение и других. При усвоении «языка профессии» происходит формирование основных мыслительных операций: абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения и других. Репродуктивный метод, имея основу алгоритмизации, интегрировавшись с когнитивной теорией обучения, вышел на новый уровень – репродуктивно-когнитивный метод. Системный анализ в сочетании с алгоритмизацией становятся основой репродуктивно-креативного метода. Обозначенные в статье методы обогащают знания, навыки и умения студентов, которые чаще всего осуществляются на этапах коррекции, диагностики и закрепления знаний, но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. В частности, концепцией репродуктивно-креативного метода является принцип коммуникативной направленности, который лег в основу компетентностного обучения. В компетентностном обучении деятельностная составляющая, в отличие от других возможных подходов, рассматривается с позиции компетентности, т.е. способности студента эффективно и самостоятельно, но с помощью преподавателя использовать изучаемый язык на основе приобретенного опыта в виде знаний, навыков, умений. Знания, полученные в результате применения объяснительно-иллюстративного метода, слабо формируют навыки и умения, поэтому благодаря разработанной системе заданий, где четко прослеживается алгоритмизация учебного процесса, преподаватель организует деятельность студентов по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

Об авторах

Р. Д. Шоканова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Шоканова Рашида Джумахановна, аспирант

119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1



Е. Н. Тарасова
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Тарасова Елена Николаевна, д. пед. наук, заведующий кафедрой русского языка (как иностранного) Института международного образования

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык, Курсы; 2018. 496 с. ISBN 978-5-88337-701-2

2. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. Типы, структура, методика. М.: Дрофа; 2007. 253 с. ISBN: 978-5-358-04565-1

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М.: Высшая школа: Academia; 1999. 269 с. ISBN 5-7695-0348-X

4. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы; 2012. 355 c. ISBN 978-601-247-667-5

5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа; 2003. 333 с. ISBN 5-06-004545-5

6. Генцель Я. Обучение русскому языку как иностранному репродуктивно-креативным методом. Русский язык за рубежом. 1988;2:49–53.

7. Педагогика. Большая современная энциклопедия; сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово; 2005. 719 с. ISBN 985-443-481-8


Статья анализирует репродуктивный метод в системе обучения русскому языку как иностранному и его инновационные аспекты: репродуктивно-когнитивный репродуктивно-креативный методы. Репродуктивный метод направлен на воспроизведение иностранными студентами способов деятельности по представленным преподавателем алгоритмам, на обогащение знаниями, навыками и умениями. Благодаря разработанной системе заданий, где четко прослеживается алгоритмизация учебного процесса, преподаватель организует деятельность студентов по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и способов деятельности.

Рецензия

Для цитирования:


Шоканова Р.Д., Тарасова Е.Н. Репродуктивный метод в обучении иностранных студентов русскому языку и его инновационные аспекты. Russian Technological Journal. 2021;9(3):98-107. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-3-98-107

For citation:


Shokanova R.D., Tarasova E.N. Reproductive method in teaching Russian to foreign students and its innovative aspects. Russian Technological Journal. 2021;9(3):98-107. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-3-98-107

Просмотров: 373


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3210 (Print)
ISSN 2500-316X (Online)