Preview

Russian Technological Journal

Расширенный поиск

Структуризация дисциплин «Инженерная экология» и «Безопасность жизнедеятельности» как средство повышения качества их усвоения

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-4-129-140

Аннотация

Статья посвящена особенностям организации преподавания дисциплин общей подготовки («Инженерная экология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.) при отсутствии полноценной практики. В таких случаях предлагается обучение выстраивать на основе учета структурных свойств учебного материала как в лекциях, так и в заданиях для самстоятельной работы. Связано это с тем, что наш внутренний когнитивный процесс выстроен системно и на начальном (незавершенном) этапе обучения способен обеспечивать восприятие лишь структурно представляемых закономерностей. Существующее множество нюансов их параметрического насыщения, которые «укладываются» в общую канву изучаемого материала лишь при его детальном рассмотрении, без соответствующей практики усвоить достаточно сложно. Преодоление данного затруднения связано с постоянным присутствием в транслируемом материале четко выраженной структурно-логической основы. Это относится как к изучению теории, так и к формированию заданий (например, тем рефератов) с обязательным отражением в последнем выявленной структурной схемы в использованном материале. Показаны системные закономерности формирования индивидуального восприятия при его освоении и стадий формирования представлений. Рассматриваются примеры структурных схем, используемых при подаче учебного материала, наглядно упрощающие его восприятие и повышающие уровень усвоения, например, по закономерностям организации и функционирования экосистем, по схемам электроснабжения и защиты помещений с системой TN-S с однофазным и трехфазным вводами.

Об авторе

В. М. Михайлов
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Михайлов Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры инженерной экологии техносферы Института радиотехнических и телекоммуникационных систем

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Список литературы

1. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Кармазинов Ф.В. и [и др.] Экология: учеб. для вузов; под ред. Л.И. Цветковой. М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 2001. 552 с. ISBN 5-93093-096-1.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 672 с.

3. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. Серия: Классический университетский учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с. ISBN 5-211-05059-2.

4. Тимофеев-Ресовский Н.В. Структурные уровни биологических структур. В кн.: Системный под ход в экологии. Системные исследования АН СССР. Институт истории естествознания и техники. М., 1970. С. 80-136.

5. Михайлов В.М. О необходимости и методических возможностях обеспечения результативности восприятия учебного материала. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014;11:222-233.

6. Михайлов В.М., Путилина Н.В. Восприятие учебного материала как основа информационного обеспечения образовательного процесса. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2015;3:114-127.

7. Монаков В.К., Кудрявцев Д.Ю. Электробезопасность: Теория и практика. М.: Инфра-Инженерия, 2017. 184 с. ISBN 978-5-9729-0188-3

8. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Глава 7.1. Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий. 2017. 500 с. http://pue7.ru/pue7/7.1.php.

9. Аванесов В.М., Ерохин С.В. Основы электробезопасности в организациях и на предприятиях. Издание 4-е, переработанное и дополненное. M.: МИЭЭ, 2019. 180 с.

10. Маслина Л.Я, Балагур А.А., Волков С.И. Радиотехнические системы:невербальное логически структурированное учебное пособие. М.: МИРЭА, 2010. 79 с. ISBN 978-5-7339-0811-3


Статья посвящена особенностям организации преподавания дисциплин общей подготовки («Инженерная экология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.) при отсутствии полноценной практики.

Показаны системные закономерности формирования индивидуального восприятия при его освоении и стадий формирования представлений. Рассматриваются примеры структурных схем, используемых при подаче учебного материала, наглядно упрощающие его восприятие и повышающие уровень усвоения.

Рецензия

Для цитирования:


Михайлов В.М. Структуризация дисциплин «Инженерная экология» и «Безопасность жизнедеятельности» как средство повышения качества их усвоения. Russian Technological Journal. 2020;8(4):129-140. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-4-129-140

For citation:


Mikhailov V.M. Structuring of the disciplines «Engineering ecology» and «Safety of the Life» as a means of improving the quality of their learning. Russian Technological Journal. 2020;8(4):129-140. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-4-129-140

Просмотров: 335


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3210 (Print)
ISSN 2500-316X (Online)