Preview

Российский технологический журнал

Расширенный поиск

Академическая коммуникация в дискурсивных практиках университетов Германии: гендерный аспект

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-1-110-119

Полный текст:

Аннотация

Данное исследование посвящено проблеме гендерной асимметрии в языковых структурах как отражению социальных и дискурсивных практик в немецком языке в контексте немецкой академической среды. Концепт «гендер» как социокультурный конструкт отображает социокультурные различия между «женским» и «мужским». С его помощью выявляются и анализируются случаи гендерной асимметрии в немецком языке, изучаются морфологические, грамматические и синтаксические особенности выражения «женского» и «мужского», исследуется отношение социума к данным категориям. В статье рассматриваются истоки возникновения гендерного дискурса в контексте Нового феминистского движения и возникновение «феминистской лингвистики», а также изучается процесс, как феминистская лингвистическая теория получает выход в феминистскую социальную и политическую практику. Немецкие университеты, укорененные в традиции общеевропейской академической культуры, сильно отличались от других европейских университетов по количеству женщин в научном сообществе. Сравнительно слабая представленность женщин в немецкой академической системе обусловлена рядом факторов. Академические институции не конкурируют между собой за будущих студентов. Профессионализация науки, достижения в научных исследованиях обусловили высокий статус ученого в немецком обществе и престиж академической карьеры. Карьера на академическом к значительному росту числа студенток, а также увеличению числа женщин в профессорско-преподавательском составе. Это привело к переосмыслению места и роли женщины в социуме, в том числе и в языковых структурах и нашло свое отражение в академических дискурсивных практиках, в частности в применении принципов т.н. geschlechtsgerechte Sprache, то есть «равноправия в языке».

Об авторах

И. С. Редькова
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Ирина Сергеевна Редькова - кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Института радиотехнических и телекоммуникационных систем

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Н. И. Чернова
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Надежда Ивановна Чернова - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Института радиотехнических и телекоммуникационных систем

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Н. В. Катахова
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Наталия Владимировна Катахова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Института радиотехнических и телекоммуникационных систем

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Список литературы

1. Гладышева Е.В. Влияние нравственных ценностей на успешность экономической деятельности (на примере отечественных предпринимателей XIX – XX вв.). Российский технологический журнал. 2017;5(4):67-76. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2017-5-4-67-76

2. Гриценко Е.C. Становление гендерной лингвистики в контексте общего развития науки о языке. Нижний Новгород: Изд-во ГОУ ВПО НГЛУ, 2007. 121 с. ISBN 978-5-85839-162-3

3. Гриценко Е.С., Лалетина А.О., Сергеева М.В. Гендер в английской лингвокультуре. Нижний Новгород: Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н.А. Добролюбова, 2008. 214 c. ISBN 978-5-85839-181-4

4. Гриценко С.А., Чернова Н.И., Катахова Н.В. Диалог культур России и Швеции в контексте формирования мировоззрения студенческой молодежи. Российский технологический журнал. 2018;6(5):77-88. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2018-6-5-77-88

5. Кирилина А.В. Гендер. Лингвистические аспекты. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 189 c. ISBN 5-89697-42-0

6. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистических дисциплинах / В кн. Гендер и язык. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 7–31.

7. Cидорова В.В. Гуманитарий и общество: в ответе ли мы? Сократ. 2016;5(Измерения науки):80-85.

8. Ausgaben, Einnahmen und Personal der öffentlichen und öffentlich geförderten Einrichtungen für Wissenschaft, Forschung und Entwicklung. Fachserie 11. Reihe 4.4. Bildung und Kultur. Personal an Hochschulen. 2019. https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/Hochschulen/Publikationen/DownloadsHochschulen/personal-hochschulen-2110440187004.pdf?__blob=publicationFile

9. Costas I. Women in Science in Germany. Science in Context. 2002;15(4):557-576. https://doi.org/10.1017/S0269889702000649

10. Lakoff R. Language and women’s Place. Language in Society. 1973;2(1):45-79. https://doi.org/10.1017/S0047404500000051

11. Pusch L. Das Deutsch als Männersprache. Linguistische Berichte. 1981;69:59-74.

12. Samel I. Einführung in die feministische Sprachwissenschaft. Berlin: Schmidt Erich Verlag, 2000. 240 p. ISBN 3 503 04978 9

13. Trömel-Plötz S. Linguistik und Frauensprache. Linguistische Berichte. 1978;57:49-68.

14. Das Wortauskunftsystem zur deutschen Sprache in Geschichte und Gegenwart [Электронный ресурс]. URL: https://www.dwds.de/ (дата обращения 12.12.2017).

15. Orientirungshilfe für eine gerechte Gendersprache. An den Hochschulen im Land Bremen. Bremen, 2014. 22 s.


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. Динамика использования термина Professorin – профессор (женщина) в корпусе немецкого языка [14].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (24KB)    
Метаданные

Для цитирования:


Редькова И.С., Чернова Н.И., Катахова Н.В. Академическая коммуникация в дискурсивных практиках университетов Германии: гендерный аспект. Российский технологический журнал. 2020;8(1):110-119. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-1-110-119

For citation:


Redkova I.S., Chernova N.I., Katakhova N.V. German academic communication in discourse practices: gender policy. Russian Technological Journal. 2020;8(1):110-119. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-1-110-119

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-316X (Online)