Динамическое программирование как метод сплайн-аппроксимации в САПР линейных сооружений
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2019-7-3-77-88
Аннотация
В статье рассматриваются математические модели и алгоритмы решения задач, возникающих при автоматизации проектирования трасс линейных сооружений. Принципиальная особенность этих задач состоит в том, что план и продольный профиль трассы состоят из элементов заданного вида. В зависимости от вида сооружения в проектной практике используются отрезки прямых, дуги окружностей, парабол и клотоид. В любом случае необходимо получить гладкую кривую, состоящую из нужной последовательности элементов заданного вида. На стыках элементы имеют общую касательную, а в наиболее сложном случае и общую кривизну. При этом параметры элементов должны удовлетворять техническим ограничениям, которые формализуются в виде системы неравенств. Такого рода кривые принято называть сплайнами. Важно подчеркнуть, что число элементов искомого сплайна, как правило, неизвестно и определяется в процессе решения задачи. Это обстоятельство существенно усложняет и не позволяет применить для решения методы нелинейного программирования, так как неизвестна ее размерность. Кроме того, искомый сплайн – это экстремаль некоторого функционала. Ранее была решена задача аппроксимации плоской кривой, заданной последовательностью точек, сплайном, состоящим из отрезков парабол. В данной статье рассматривается сплайн, включающий элементы различного вида, в том числе и наиболее сложная задача поиска сплайна, состоящего из последовательности отрезков: прямая+клотоида+окружность+клотоида+прямая и т.д. Этот сплайн в статье называется сплайн с клотоидами. Приводится оригинальная формализация задачи, которая для поиска сплайнов позволяет применять динамическое программирование, а также новый алгоритм.
Ключевые слова
Об авторах
Д. А. КарповРоссия
кандидат технических наук, заведующий кафедрой общей информатики Института кибернетики
Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 78
В. И. Струченков
Россия
доктор технических наук, профессор кафедры общей информатики Института кибернетики
Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 78
Список литературы
1. Струченков В.И. Методы оптимизации трасс в САПР линейных сооружений. М: Солон-Пресс, 2015. 271 с.
2. Михалевич В.С., Шор Н.З. Математические основы решения задачи выбора оптимального очертания продольного профиля // Труды Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та трансп. стр-ва. Вып. 51. М.: Транспорт, 1964. С. 12–24.
3. Карих Ю.С. Оценка существующих методов проектирования продольного профиля // В сб. трудов ГипродорНИИ. Вып. 17. Повышение экономической эффективности капиталовложений в строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. М.: Издание ГипродорНИИ, 1976. С. 105–112.
4. Шейдвассер Д.М. Оптимизация трассы железных дорог на напряженных ходах // В Сб. научных трудов ВНИИ трансп. стр-ва. Автоматизация проектирования объектов транспортного строительства. М.: Транспорт, 1986. С. 16–29.
5. Струченков В.И. Использование параболических сплайнов в САПР линейных сооружений // Российский технологический журнал. 2018. Т. 6. № 1. С. 40–51.
6. Альберг Дж., Нильсон Э., Уолш Дж. Теория сплайнов и ее приложения: пер. с англ. М.: Мир, 2012. 319 с.
7. Беллман Р. Динамическое программирование. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1960. 402 с.
Дополнительные файлы
|
1. Рис. 1. Элементы искомого сплайна: AB, CD, EF, GH – клотоиды; BC, FG – окружности; DE – прямая вставка; θ – угол поворота. | |
Тема | ||
Тип | Research Instrument | |
Посмотреть
(38KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Карпов Д.А., Струченков В.И. Динамическое программирование как метод сплайн-аппроксимации в САПР линейных сооружений. Russian Technological Journal. 2019;7(3):77-88. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2019-7-3-77-88
For citation:
Karpov D.A., Struchenkov V.I. Dynamic Programming as a Method of Spline Approximation in the CAD Systems of Linear Constructions. Russian Technological Journal. 2019;7(3):77-88. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2019-7-3-77-88