Preview

Российский технологический журнал

Расширенный поиск

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ МЫСЛИ

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2018-6-6-84-100

Полный текст:

Аннотация

В статье особый акцент сделан на философском осмыслении выдающимися российскими учеными проблем высшего образования в контексте современной философии образования. Рассмотрены фундаментальные принципы развития высшего образования, которые разработаны и изложены М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым, В.И. Вернадским - великими учеными-естествоиспытателями, представляющими российскую науку, начиная с XVIII века, вплоть до нашего времени. Показаны подходы к организации университетского образования в России, а также к пониманию его смысла и содержания как в вопросе подготовки профессиональных кадров, так и в процессе воспитания личности специалиста, формирования культуры гуманистически ориентированного творческого мышления, выработки устойчивой мировоззренческой позиции. Обоснована необходимость синтеза различных сфер и направлений научной мысли, показана важность проблемы оптимального сочетания естественнонаучного, специального и философского, абстрактного знания в системе образования. Отмечено, что успех в преодолении многих современных проблем зависит от степени понимания важности укрепления связи науки с нравственными и духовными основами жизни человека и общества. Актуализируется вопрос о повышении роли гуманитарного знания в процессе формирования ученого-исследователя как социально ответственной личности.

Об авторах

О. Г. Арапов
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия


Э. А. Арапова
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия


О. А. Вольнякова
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия


Д. В. Солодухин
МИРЭА - Российский технологический университет
Россия


Список литературы

1. Arapov O., Arapova E., Volnyakova O., Ivanova A., Krivolapova J., Solodukhin D. Philosophy as rational knowledge // Indian Journal of Science and Technology. 2016. V. 9(46). URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/107529

2. Вольнякова О.А. Рассмотрение экономического вопроса с нравственной точки зрения в русской философии на рубеже XIX и ХХ веков // Российский технологический журнал. 2016. Т. 4. № 5 С. 101-107. URL: https://rtj.mirea.ru/upload/medialibrary/886/101_107watermark.pdf

3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952-1955.[Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp

4. Маслин М.А., Вольнякова О.А. Мировоззрение М.В. Ломоносова. К 300-летию великого ученого // Вестник МИТХТ. 2011. Т. 6. № 5. С. 4-8.

5. Арапов О.Г. «Языка нашего небесна красота». Философские взгляды М.В. Ломоносова по проблемам языка и самопознания русской культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (133). С. 17-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19072464

6. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Мысль, 1995. 413 с.

7. Вернадский В.И. Собр. соч.: в 24 т. М.: Наука, 2013.

8. Солодухин Д.В. Роль интуиции в жизни и учении В.И. Вернадского // Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 42. № 4 (42). С. 155-170. URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=22801462

9. Алексеева Л.А. О системных основаниях философии образования В.И. Вернадского. [Электронный ресурс] URL: http://ea.donntu.edu.ua/bitstream/123456789/1517/1/alekseeva.htm

10. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. и вступ. ст. д.филос.н., проф. П.В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. 528 с. С. 203-209.

11. Филимонов С. История главного университета Крыма - яркая страница в истории интеллигенции, науки, культуры и просвещения полуострова. Крым-Информ. 14 октября 2016 г. URL: http://www.cinform.info/interviews/id/189

12. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.: Ульяновский Дом печати, 1999. 288 с.

13. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. М.: МНЭПУ, 1994. 47 с. URL: http://alt-future.narod.ru/Future/mois.htm

14. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // в кн: Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 192 с. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=812

15. Моисеев Н.Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность. Специализированная информация по проблемам экологии. М.: АН СССР, ИНИОН, 1990. 31 с.

16. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка. М.: МНЭПУ, 1994. 16 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23434330

17. Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХI века: роль университетов // В кн. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 192 с.

18. Моисеев Н.Н. Идеи обществознания и общественные науки. М.: ВЦ АН СССР, 1991. 55 с.


Для цитирования:


Арапов О.Г., Арапова Э.А., Вольнякова О.А., Солодухин Д.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ МЫСЛИ. Российский технологический журнал. 2018;6(6):84-100. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2018-6-6-84-100

For citation:


Arapov O.G., Arapova E.A., Volnyakova O.A., Solodukhin D.V. PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF EDUCATION IN THE RUSSIAN NATURAL SCIENTIFIC THOUGHT. Russian Technological Journal. 2018;6(6):84-100. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2018-6-6-84-100

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-316X (Online)