Preview

Russian Technological Journal

Расширенный поиск

Влияние гуманитарной среды на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе

https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-95-101

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов влияния организации гуманитарной среды в образовательном учреждении технической направленности на повышение качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Проведен анализ специальной литературы и обобщение разных точек зрения на предмет исследования. Гуманитарная среда представляет собой определенную содержательную направленность образовательной системы учебных планов и рабочих программ дисциплин, включающих в себя единство материальных и духовных ценностей, отвечающих за формирование личности студентов. Каждый педагог рассматривает данную проблему в своем ключе, поэтому его точка зрения имеет свою специфику. Гуманитарная среда вуза включает в себя специально организованную систему обучения, в которой применяется комплекс подобранных методов и технологий, позволяющих «взрастить» конкурентоспособного специалиста, обладающего комплексом не только профессиональных, но и личностных компетенций. Подготовка специалистов в техническом вузе имеет свои особенности, связанные с дальнейшей профессиональной реализацией выпускников. Студенты на этапе обучения должны овладеть специальными компетенциями, развить личностные качества, иметь мотивацию к изучению дисциплин и освоению новых видов деятельности. Организация гуманитарной среды в образовательном учреждении должна быть реализована на всех уровнях: вузовском, факультетском, на каждом конкретном занятии по изучению дисциплин, как предусмотренных учебным планом, так и внеучебных, согласно плану воспитательной работы. Для этого необходимо поддерживать и контролировать взаимодействие студентов со всеми компонентами образовательной среды вуза с помощью таких методов, как гуманитарные технологии, наставничество, организация положительного психологического климата в учреждении, введение дополнительных образовательных программ, использование активных и инновационных методов обучения.

Об авторе

О. Г. Савка
«МИРЭА – Российский технологический университет»
Россия

Савка Ольга Геннадьевна, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой документоведения, истории государства и права Института технологий управления

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Список литературы

1. Евченко А.Ф. Гуманитарная среда российского вуза: проблемы и перспективы. Журнал гуманитарных наук. 2016;16:32−36.

2. Мартынова Е.А. Гуманитарная среда вуза как условие формирования культурной компетенции выпускника. Высшее образование в России. 2013;4:92−95.

3. Посохова Н.В., Ионов К.А. Развитие гуманитарной среды в вузе. Alma mater (Вестник высшей школы). 2013;5:54−56.

4. Ковыляев К.Н. Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности. Вестник Московского университет им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013;1(2):53−58.

5. Кургузов В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты устойчивого развития. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013;4(14):149−155.

6. Сараскина Л.Е. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск; 1994. 176 с.

7. Ерофеева М.А. Педагогическая система профессиональной готовности студентов к гендерному воспитанию школьников. М.: Экон-информ; 2015. 320 с. ISBN 978-5-9906832

8. Викторова Л.Г., Петрова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования – условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента: монография. Красноярск: Сиб. гос. технол. ун-т; 1999. 45 с. ISBN 5-8173-0053-2

9. Колоницкая О.Л. Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования. Молодой ученый. 2012;5(40):431–435.

10. Коваль Н.А. Гуманитарная среда университета как фактор становления специалиста. В сб.: Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона: материалы III Международной научной конференции. Астрахань: ИД «Астраханский университет»; 2005. Т. 1. С. 60−64.

11. Виттенбек В.К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе. В сб.: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3: Материалы IX Международной научной конференции. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте; 2013. С. 68−75.

12. Бобрышева И.В. Гуманитарная компетентность педагога как условие современного образования. Ин-форм-образование. 2020;1:15−23.

13. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды. Высшее образование в России. 2015;1:30−36.

14. Ульянова И.В. Формирование гуманистической личности сотрудника ПДН как актуальный фактор успешности его профессиональной деятельности. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2018;1:72−77.

15. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html


Рассмотрены теоретические аспекты влияния гуманитарной среды в образовательном учреждении технической направленности на повышение качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Проведен анализ специальной литературы и обобщение разных точек зрения на предмет исследования.

Рецензия

Для цитирования:


Савка О.Г. Влияние гуманитарной среды на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе. Russian Technological Journal. 2021;9(5):95-101. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-95-101

For citation:


Savka О.G. Influence of the humanitarian environment on improving the quality of training of specialists in a technical university. Russian Technological Journal. 2021;9(5):95-101. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-95-101

Просмотров: 367


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3210 (Print)
ISSN 2500-316X (Online)