Пространственные взаимосвязи сети автодорог и покрытия сотовой связью на основе открытых геоданных: обзор и опыт использования на примере Иркутской области
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-4-85-97
Аннотация
Геоинформационные технологии и данные широко используются для выявления самых разнообразных взаимосвязей. Работа посвящена изучению взаимного расположения дорожной сети (на примере сети автодорог общего пользования) и покрытия сотовой связью российских операторов связи на территории России. Дана характеристика транспортных исследований с выделением ГИС-проектов. Сделан обзор современных веб-сервисов, Open Data и разработок Оpen Source в транспортных проектах. Описаны данные, сервисы геоданных и веб-проекты покрытия сотовой связью территории России (русскоязычные источники). В практической части показаны примеры растров транспортной доступности в границах тестового региона России (Иркутская область, Сибирский федеральный округ), выполнен анализ пространственных взаимосвязей дорожной сети и покрытия связью для компаний-операторов Вымпелком/Билайн, Мегафон и МТС на основе открытых данных в открытом ГИС-приложении QGIS. Покрытие связью варьируется от 63% (Вымпелком для зоны в 2.5 км) до 94% (Мегафон в зоне 10 км), где за 100% принимается общее количество сот в сети соответствующего оператора в пределах региона. Отмечено, что открытые данные о дорожной сети общего пользования и сотовой связи для территории России отличаются разной подробностью в зависимости от региона; изученные наборы и сервисы данных о связи не содержат значимой атрибутивной информации. Важным вопросом практического использования продолжает оставаться их актуальность, поддерживаемая компаниями-операторами, являющимися источниками данных для публикаций на официальных сайтах российских министерств и администраций регионов.
Ключевые слова
Об авторе
Е. С. ПодольскаяРоссия
Подольская Екатерина Сергеевна, к.т.н., доцент, кафедра геоинформационных систем Института радиотехнических и телекоммуникационных систем
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
ResearcherID: AAB-5255-2021
Список литературы
1. Федоров В.А. Использование данных операторов мобильной связи для оптимизации маршрутной сети общественного транспорта мегаполисов. В сб.: «Технические науки в России и за рубежом»: материалы IV Междунар. науч. конф. Москва, январь 2015 г. М.: Буки-Веди; 2015. С. 75−81. URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/124/7016/
2. Liu S., Zhu X. Accessibility Analyst: an integrated GIS tool for accessibility analysis in urban transportation planning. Environment and Planning B: Planning and Design. 2004;31(1):105−124. https://doi.org/10.1068/b305
3. Chen Zh., Li Y., Wang P. Transportation accessibility and regional growth in the Greater Bay Area of China. Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2020;86:102453. https://doi.org/10.1016/j.trd.2020.102453
4. Логинов П.В., Зацепин А.Н., Павлов В.А. Особенности разработки региональных транспортных моделей. В сб.: «Транспортное планирование и моделирование»: сб. трудов Международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный ун-т; 2016. C. 57−61.
5. Bezrukova T.L., Tereshkina T.R., Nesterov S.Y., Kuksova I.V., Pecherskaya O.A. Management of transport and logistic infrastructure of the territory: methodological tools and their improvement. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;817:012004. https://doi.org/10.1088/1757-899X/817/1/012004
6. Семенов В.В., Ермаков А.В. Исторический анализ моделирования транспортных процессов и транспортной инфраструктуры. Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2015;003. 36 с. URL: https://keldysh.ru/papers/2015/prep2015_03.pdf
7. Хадиуллина Г.Н., Семягин И.Н., Абдрахманова Д.Р. Разработка комплексного показателя транспортной доступности российских регионов на основе комплексного подхода (на примере Приволжского федерального округа). Социально-экономические явления и процессы. 2018;13(104):185−191. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-104-185-191
8. Wenz L., Weddige U., Jakob M., Steckel J.C. Road to glory or highway to hell? Global road access and climate change mitigation. Environmental Research Letters. 2020;15(7):075010. https://doi.org/10.1088/1748-9326/ab858d
9. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука; 1987. 112 с.
10. Лавриненко П.А., Ромашина А.А., Степанов П.С., Чистяков В.А. Транспортная доступность как индикатор развития региона. Проблемы прогнозирования. 2019;6(177):136−146.
11. Дубовик В.О. Методы оценки транспортной доступности территории. Региональные исследования. 2013;4(42):11−18. URL: http://media.geogr.msu.ru/RI/RI_2013_04(42).pdf
12. Колесников Н.Г. Методика оценки транспортной связности территории на примере сети всесезонных автодорог Республики Саха (Якутия). Экономика Востока России. 2017;1(7):102−106.
13. Nelson A. Estimated travel time to the nearest city of 50,000 or more people in year 2000. Global Environment Monitoring Unit – Joint Research Centre of the European Commission. Ispra Italy. 2008. URL: http://forobs.jrc.ec.europa.eu/products/gam/
14. Ibisch P.L., Hoffmann M.T., Kreft S., Pe’er G., Kati V., BiberFreudenberger L., Della Sala D.A., Vale M.M., HobsonP.R., Selva N. A global map of roadless areas and their conservation status. Science. 2016;354(6318):1423−1427. https://doi.org/10.1126/science.aaf7166
15. Weiss D., Nelson A., Gibson H., et al. A global map of travel time to cities to assess inequalities in accessibility in 2015. Nature. 2018;553(7688):333−336. https://doi.org/10.1038/nature25181
16. Loidl M., Wallentin G., Cyganski R., Graser A., Scholz J., Haslauer E. GIS and Transport Modeling – Strengthening the Spatial Perspective. ISPRS International Journal of Geo-Information. 2016;5(6):84. https://doi.org/10.3390/ijgi5060084
17. Подольская Е. Основы работы в геоинформационном приложении Open Source QGIS: геоданные, координаты, базовая функциональность, контроль качества данных, оформление и публикация проекта: практическое пособие. LAP LAMBERT Academic Publishing; 2020. 52 c.
18. Lovelace R. Open source tools for geographic analysis in transport planning. Journal of Geographical Systems. 2021. https://doi.org/10.1007/s10109-020-00342-2
19. Horni A., Nagel K., Axhausen K.W. (Eds.). The MultiAgent Transport Simulation MATSim. London: Ubiquity Press; 2016. https://doi.org/10.5334/baw
20. Котиков Ю.Г. Аспекты использования технологий ARCGIS в транспортной модели Санкт-Петербурга. Современные проблемы науки и образования. 2012;3:127. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6271
21. Дабиев Д.Ф., Дабиева У.М. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015;(11−2):283−284.
Дополнительные файлы
|
1. Время движения до больших городов (часы и дни) | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(57KB)
|
Метаданные ▾ |
Работа посвящена изучению взаимного расположения дорожной сети (на примере сети автодорог общего пользования) и покрытия сотовой связью российских операторов связи на территории России. Сделан обзор современных Web-сервисов, Open Data и разработок Оpen Source в транспортных проектах. Показаны примеры растров транспортной доступности в границах тестового региона России (Иркутская область, Сибирский федеральный округ), выполнен анализ пространственных взаимосвязей дорожной сети и покрытия связью для компаний-операторов Вымпелком/Билайн, Мегафон и МТС на основе открытых данных в открытом ГИС-приложении QGIS. Покрытие связью варьируется от 63% (Вымпелком для зоны в 2.5 км) до 94% (Мегафон в зоне 10 км), где за 100% принимается общее количество сот в сети соответствующего оператора в пределах региона.
Рецензия
Для цитирования:
Подольская Е.С. Пространственные взаимосвязи сети автодорог и покрытия сотовой связью на основе открытых геоданных: обзор и опыт использования на примере Иркутской области. Russian Technological Journal. 2021;9(4):85-97. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-4-85-97
For citation:
Podolskaia E.S. Spatial relationships of road network and cellular coverage based on the Open Geodata: review and user case of Irkutsk Region. Russian Technological Journal. 2021;9(4):85-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-4-85-97