Оптимизационные процедуры в задаче маркетинга образовательных услуг на этапе формирования политики набора абитуриентов в вузы
https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-5-91-102
Аннотация
В статье рассмотрены оптимизационные процедуры в маркетинге образовательных услуг при формировании маркетинговой стратегии нового набора в вузе. Рассмотрена математическая модель для формализации целевой функции при оценке результатов нового набора в вузе, которая является основой для создания оптимизационных процедур. Результаты нового набора характеризуются количественными и качественными показателями, которые включают в себя численность абитуриентов, а также средний балл ЕГЭ.
Предложена экономико-математическая модель для оптимального определения параметров нового набора, обеспечивающая сбалансированную политику его осуществления. При этом показана важность минимального порога баллов ЕГЭ, которые должен набрать абитуриент для зачисления в вуз. Увеличение этого параметра способствует тому, что увеличивается средний балл ЕГЭ у зачисленных студентов, но при этом уменьшается количество студентов, зачисленных на места с полным возмещением затрат. Рассмотрена оптимизационная задача, с помощью которой возможно вычислить оптимальное значение этого параметра.
Предложена теоретико-игровая математическая модель для моделирования влияния маркетинговых мероприятий и случайных факторов на результат нового набора, с помощью которой можно формировать ранжированный перечень мероприятий и оптимальное распределение ресурсов. Использование теоретико-игрового подхода позволяет эффективно учитывать факторы неопределенности, которые влияют на результаты нового набора. При этом предложен максиминный подход, с помощью которого определяется оптимальная стратегия маркетинговых мероприятий при организации нового набора в вузе. Предложена общая схема использования оптимизационной модели и приведен алгоритм, с помощью которого получается оптимальная маркетинговая стратегия нового набора и оптимальное распределение ресурсов на обеспечение этих мероприятий.
Об авторах
В. А. РоговаРоссия
Рогова Вера Александровна, начальник Управления по работе с абитуриентами
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Р. В. Шамин
Россия
Шамин Роман Вячеславович, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой информатики Института комплексной безопасности и специального приборостроения. Scopus Author ID:6506250832
119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78
Список литературы
1. Образование в России – 2016. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2016. 630 c.
2. Образование в России – 2020. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА., 2020. 480 с.
3. Рогова В.А. Проблемы нового набора в вузы на инженерно-технические направления подготовки и специальности. Экономика и предпринимательство. 2018;8(97):1259-1266.
4. Шамин Р.В. Машинное обучение в задачах экономики. М: "Грин Принт", 2019. 140 с. ISBN 978-5-6042765-9-4
5. Shamin R.V., Uryngaliyeva A.A., Shermadini M.V., Filippov P.G. The model of evolutionary optimization of production processes at advanced technological enterprises. Espacios. 2019;40(20):26.
6. Shamin R.V., Chursin A.A., Kokuytseva T.V., Ostrovskaya A.A., Semenov A.S. Modeling of growth- collapse processes and their applications to pricing management. Int. J. Pure Appl. Math. 2018;118(Special Iss. 18D):3741-3745.
7. Боровков А.А. Математическая статистика. Новосибирск: Наука, 1997. 771c. ISBN 5-86134-024-2
8. Нейман Дж., Моргеншерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. 707 c.
9. Захаров А.В. Теория игр в общественных науках. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 304 с. ISBN 978-5-7598-1941-7
10. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Шевкопляс Е.В. Теория игр. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 432 с. ISBN 978-5-9775-0484-3
11. Hurwicz L. The design of mechanisms for resource allocation. Am. Econ. Rev. 1973;63(2):1-30. 12. Демьянов В. Ф., Малоземов В. Н. Введение в минимакс. М.: Наука, 1972. 368 с.
Дополнительные файлы
|
1. Rogova_Fig | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(55KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Рогова В.А., Шамин Р.В. Оптимизационные процедуры в задаче маркетинга образовательных услуг на этапе формирования политики набора абитуриентов в вузы. Russian Technological Journal. 2020;8(5):91-102. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-5-91-102
For citation:
Rogova V.A., Shamin R.V. Optimization procedures in the problem of marketing educational services at the stage of forming a policy for recruiting applicants to universities. Russian Technological Journal. 2020;8(5):91-102. (In Russ.) https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-5-91-102